По нашему мнению, участие таких специалистов в составе комиссии имеет первостепенное значение и вот почему. В современных условиях жесткой конкуренции и экономии на большинстве предприятий в лучшем случае есть один специалист по зданиям и сооружениям, и хорошо, если он имеет специальное строительное образование. Сезонные осмотры зданий зачастую превратились в формальность — комиссия не всегда даже выходит на осмотр, а акты осмотров переписываются из года в год. Из-за отсутствия инженеров-строителей ответственными за эксплуатацию зданий обычно назначаются инженеры-технологи, которым едва хватает времени следить за оборудованием, а здания для них — только обуза и очень малопонятное дело. В нынешних условиях увеличение штата службы зданий и сооружений не может служить вариантом решения этой проблемы: владельцы предприятий ежегодно направляют в структурные подразделения квоты на сокращение штата, да и свободных специалистов требуемого уровня на рынке труда практически нет… И если технические руководители понимают необходимость надзора и ремонта, то собственники предприятия абсолютно не представляют степени износа зданий и сооружений и возможного ущерба, который может быть причинен производству в случае аварийных обрушений. Финансирование этой статьи затрат обычно идет по остаточному принципу,так как со стороны владельцев предприятия |
отсутствует понимание всей серьезности проблемы. В сложившейся ситуации комиссии по освидетельствованию технического состояния зданий и сооружений, назначаемые из сотрудников ТЭС, в большинстве случаев не могут обеспечить достойное наблюдение за зданиями и сооружениями без ущерба безопасности. В результате акты осмотров будут практически всегда формальными, часто неполными, а в отдельных случаях заведомо ложными. Как же можно решить данную проблему? Мы считаем, что предприятие может пойти по одному из двух направлений, а именно: — Включение в состав комиссии по надзору представителей специализированных организаций; — Полная или частичная передача данного вида работ на аутсорсинг специализированной организации. Наименее затратный путь — включение в состав комиссии по надзору представителей специализированных организаций. По нашему мнению, это обязательное условие, а не «при необходимости», как сказано в п.12.2 СТО17330282.27.100.003-2008 «Здания и сооружения ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования». Только в этом случае осмотры будут эффективны. Второй вариант — передача этого вида работ специализированной организации — более затратный способ. |
Но тогда будет выполняться качественно другая работа: постоянный мониторинг технического состояния зданий и сооружений в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания
и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Несомненно, что работы в составе комиссии
или при проведении мониторинга технического
состояния должны выполняться специалистами
с высшим строительным образованием, имеющие опыт проектной работы не менее 10 лет. На
вопрос, почему именно проектировщики, отвечу:
инженер, имеющий большой опыт проектирования, опасные дефекты видит сразу. А увидев
сильную коррозию второстепенного элемента
или трещину в не ответственном элементе, он
не будет писать о необходимости срочного
ремонта.
Использование специализированных организаций при надзоре за зданиями и сооружениями
позволит:
— Рационально использовать средства на выполнение комплексных обследований без ущерба качеству. — В случае обнаружения явных опасных дефектов заострить внимание на проблемных участках зданий и сооружений для обеспечения необходимой безопасности и выдать на месте рекомендации по предотвращению аварийных ситуаций. — Локализовать объем детального обследования, то есть, в объем обследования можно будет включать не все здание или сооружение, а только его часть, где на этапе работы комиссии или в результате мониторинга были выявлены опасные дефекты. |
Именно для этих участков
необходимо выполнить детальные обмеры,
осмотр, а также разработать документацию
по ремонту.
— Откорректировать программу комплексных обследований и ремонтов предприятия. — Обеспечить безопасное функционирование зданий и сооружений за счет своевременного обнаружения на ранней стадии дефектов, которые при их развитии могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или аварийное состояние. Совершенно ясно и то, что любой из рассмотренных вариантов влечет за собой определенные материальные затраты, но уменьшение объема работ по комплексному обследованию зданий или сооружений позволяет предприятию значительно экономить средства и самое главное — существенно повысить безопасность при эксплуатации основных фондов. Оба рассмотренных варианта подразумевают длительные наблюдения, позволяющие отследить динамику состояния здания (сооружения), поэтому говорить о кратковременных договорах здесь не имеет большого смысла. Стабильные длительные отношения с проверенным подрядчиком — лучшее решение задачи сохранения производственных фондов, обеспечения безопасности персонала и технологического оборудования, и в конечном итоге — обеспечение стабильной работы предприятия. |